Лекция  №33                                                                                                                  

 

Тиктинер Анатолий Абрамович

 

 

Инакомыслие в иудаизме

 

Рене Декарт: «Сомнение во всем», ─ лозунг и  метод познания философа.

Инакомыслие во все времена и почти при всех режимах преследовалось властью, церковью или общественным мнением. В советское время в ходу даже была такая поговорка: «Все идут в ногу только Иванов или, скажем, Тиктинер идут не в ногу». И эта поговорка несла в себе определенный негативно-пренебрежительный оттенок по отношению к названным лицам.  

В тоже время именно инакомыслие в любой области деятельности было и есть главный рычаг прогресса. В науке ли, технике, культуре, политологии или религии. Наиболее яркие примеры: возникновение иудейского, а затем христианского монотеизма, последствия которых радикальным образом повлияли на все сферы человеческой деятельности. Инакомыслие Коперника изменило представление о вселенной и т.д. Но были и  обратные примеры.

Инакомыслие К. Марса привело к нескольким революциям, но в каждой стране победа этой идеологии приводила к застою в науке и технике, к полному обнищанию населения. Таким образом, хотя не каждое инакомыслие приводит к прогрессу, но прогресс всегда результат иного взгляда на действительность, т.е. инакомыслия.

Иудаизм, ─ религиозное учение монотеизма возникло в результате того, что наш праотец Авраам поверил внушению верховной силы - Бога, о том, что поклонение разнообразным идолам не отвечает истине, что идолы, сотворенные из камня или дерева, ими же и остаются, какую бы магическую силу не приписал им человек.

Всевышний, как трактует Талмуд, пытался внушить эту мысль многим вождям разных племен и народов, но только Авраам сразу оценил и  принял эту доктрину. Он разбил идолов своего отца, став в силу своего инакомыслия, первым в  языческом мире монотеистом. Для такого неординарного шага нужно было обладать исключительной крепостью духа и глубочайшей верой в новую Идею. 

Из-за того, что Авраам противопоставил себя и свое мировоззрение окружающему миру, он вынужден был покинуть родные места, и отправиться в землю Ханаанскую, указанную  ему Всевышним.

Всемирное значение этого шага можно оценить в полной мере только в наше время, когда наука, т.е. человеческий разум, осознал, что все в мире взаимосвязано и детерминировано, в том смысле, что все логически обусловлено. При создании и развитии макро- и микромиров невозможно себе представить участия множества специализированных божков. Только Единому Всемирному Разуму под силу создание условий для развития столь сложных космических и биологических систем. В вере в такую единую силу, сотворившую все сущее  в определенной последовательности, начиная от вселенной и кончая человеком,  заключалось великое, гениальное инакомыслие Авраама. Это озарение знаменует собой поворотный пункт всемирной истории. Правда, Праотец опередил свое время, по меньшей мере, на две тысячи лет, когда большая часть человечества, вслед за избранным народом, приняла Монотеизм.

Вернувшись из Вавилонского пленения в середине 4 века до н.э.  писец Эзра и Иехемия ─ руководители еврейства  обнаружили, что народ за прошедшие 50 лет полностью забыл боговдохновенную Тору и обряды богослужения.  Наряду с решением первостепенной задачи: восстановления Храма и богослужения в нем, идеологи решили вновь собрать воедино все пять книг Моисея, книги пророков, книгу судей,  книгу царей, писания, Екклесиаст, рассказы, предания и другие, сохранившиеся в Вавилонии книги. 

К этому времени в Иерусалиме было созвано Великое собрание, как высший религиозный и судебный орган нового, хотя еще не самостоятельного Иудейского государства. Великое собрание состояло из старейшин оставшихся колен Израилевых: колена Иудино и колено Вениаминова. В  задачу Великого собрания наряду с судебной и законодательной деятельностью, также вошла, как одна из главнейших ─ кодификация и канонизация Книги.  Предстояло выбрать из сохранившегося множества преданий, писаний, и других раритетов истинно боговдохновенные книги, создав, таким образом, единую Книгу, названную ТАНАХ ─ аббревиатура, составленная из начальных букв всех глав Книги. Эта работа продолжалась вплоть до 3 века до н.э., когда ТАНАХ был окончательно канонизирован в том виде, каким мы его сейчас знаем.

Радикальное инакомыслие в иудаизме, отразившееся на мировом историческом процессе связанно,  конечно же, с появлением мессии Иисуса Христа и  секты иудеохристиан.

Иудеохристиане -  первые сторонки христианского учения, были одной из мессианских еврейских сект близких к ессеям и другим аскетическим сектам Кумрана, известных нам из знаменитых «Рукописей мертвого моря»

Проповеди Иисуса и его мессианское самосознание легли на благодатную почву в тяжелый, беспокойный период еврейской истории. Это был период жестокого царствования царя Ирода, верного сатрапа кесарей Римской империи, и правления одного из самых жестоких римских прокураторов ─  Пилата. Это было время раздела Израиля (после смерти Ирода) на три части, время появления «зелотов» ─ радикальной оппозиции Риму.

Иудеохристиане, основываясь на пророчествах Иессаи и Даниила, полностью приняли  проповеди Иисуса Христа, о скором наступлении мессианской эры, когда прилет царство Божье, прекратятся войны, распри и исчезнет бедность.

Первые христиане, естественно, как и сам Иисус были евреями и полностью выполняли законны Торы, но они, следуя проповедям Христа, с охотой принимали в свои ряды неофитов из язычников, которые обязаны  были также исполнять предписания Галахи. Последователь Иисуса Павел, обратившийся из гонителя первохристиан Савла, проповедовал в синагогах диаспоры в Передней Азии и Греции. Павел сделал упор на привлечение к учению Христа язычников, среди которых жили евреи.

В первый период развития христианства Апостолом Павлом было выработаны компромиссное решение, которым предписывалось исполнение галахических законов только для христиан евреев, а христиане из язычников должны были исполнять только так называемые законы Ноя, предусмотренные Торой для всех людей, кроме избранного народа Израилева. Этими постановлениями, подтвержденными  в 51г. н.э. Иерусалимским христианским собором было заложены основы для развития Вселенской христианской церкви.

Массовое вступление в ранние иудеохристианские общины и синагоги диаспоры аборигенов-язычников, которые постепенно вытеснили евреев из синагог, исповедуя принципы, противоречащие догматам иудаизма, превратили их в первые христианские церкви. Секта же иудеохристиан сохранялась только в Палестине вплоть до 4 века, когда Палестина подпала под власть христианской Византии.

Христианское инакомыслие в иудаизме заключалось в том, что ортодоксальный иудаизм, следуя принципам Торы, представлял себе сущность Бога, как  всемогущую, бестелесную субстанцию не ограниченную ни временем, ни пространством. Христиане приписали эти свойства только Богу-отцу.

В Торе сказано, что Бог создал человека по своему образу и подобию. Лично мне представляется, что подобие заключается в разуме, и этим разрешается кажущееся противоречие.

Ортодоксальные евреи, ни при каких обстоятельствах не в состоянии принять доктрину Богочеловека. Они не могут принять доктрину триединства, как противоречащую принципу единобожия, четко очерченную в Торе и в главной иудейской молитве Амида, созданной еще во 2 веке до н.э.

Даже современный классик английской литературы и христианский мыслитель К. Льюис[1], предложивший современную модель рая, ада и дьявола, глубоко верующий христианин, утверждает: «Кроме Бога нет ничего и никого несотворенного».  Таким образом, нестандартный, иной взгляд на образ Божий привнесенный Иисусом Христом и его апостолами привел к созданию новой Вселенской церкви и к иному миропониманию.  

В средние века иной взгляд на Библию ─ инакомыслие, высказал в 11 веке  Аврахам Ибн Эзра в отношении  происхождения пятой книги Моисеевой «Второзаконие» (Второй Закон или повторение Закона) или Мишна Тора. Ибн Эзра, а впоследствии многие ученные, исследуя лексику, политические и религиозные установления этой книги пришли к выводу, что пятая книга, найденная в тайнике Иерусалимского храма в 622 году до н.э., не может принадлежать перу Моисея и имеет все признаки более позднего происхождения. Эти ученные относят ее ко времени царя Иудеи Хизкия (720-695г.г. до н.э.), проведшего религиозные реформы.

Хизкий, в числе прочего, установил правила проведения главных религиозных  обрядов ─ жертвоприношений и литургий только в Иерусалимском храме, централизовав, таким образом, религиозное и светское управление государством. Об этой реформе упоминается и во Второзаконие, хотя сам свиток был найден в тайнике Храма только  100 лет спустя, после реформ царя Хизкии. 

Аврахам Ибн Эзра родом из испанских эмиратов, прожил исключительно насыщенную жизнь. Совместно с Иегудой Галеви - великим еврейским поэтом он совершил путешествие в Мавританию, затем путешествовал по Франции и Провансу, а к концу жизни посетил даже Англию, где написал знаменитые комментарии к Торе, в том числе и содержащие доказательства более позднего написания Второзакония. Двухтомник его поэзии недавно был издан в Израиле.

В медицине Ибн Эзра  придерживался учения Авиценны. Он впервые в  еврейском счислении перешел на десятичную систему, обозначив первые 9 цифр буквами еврейского алфавита, ввел обозначение «0» отдельным знаком,  группу чисел обозначающие десятки поставил впереди первой группы и т.д.

В то время в среде европейских евреев, не допускавших никаких сомнений относительно духа и буквы Торы, высказать критический взгляд на основную книгу иудаизма, требовало большой смелости и убежденности. Ибн Эзра оказался предтечей целой науки «Библейская критика», развившейся спустя шесть веков, в конце 18 и в19 веках.

 Уриэль Акоста, философ из семьи португальских марранов ─ евреев насильственно обращенных в христианство. Его отец был верующий католик. Уриэль получил религиозное образование в католическом монастыре, где подробно изучил Библию, в том числе Ветхий завет. После смерти отца, увлеченный идеями иудаизма, Акоста бежал в Голландию, где открыто вместе с семьей перешел в иудаизм. В новом своем качестве уже в стенах синагоги Акоста высказывал совершенно еретические, с точки зрения иудаизма и даже христианства мысли 

По его мнению, иудеи своим ультраортодоксальным, и формальным подходом к Учению исказили его. По мнению Акосты бессмертие и загробная жизнь якобы не исходят из учения Моисея. Свои воззрения Акоста изложил в книге «Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом». За эту книгу, противоречащую общепринятым религиозным представлениям, автор был подвергнут проклятию (херему), а светские власти наложили на него штраф. Книга была публично сожжена. 

Несколько лет Уриэль Акоста провел вне стен общины и синагоги, что являлось  по тем временам серьезным испытанием. Он был подвергнут жесткому остракизму. Отказавшись от своего исследования, философ снова был принят в общину. В  стенах общины Акоста вновь стал высказывать совсем уж еретические, деистические мысли, отрицая божественное происхождение Торы,  всех ритуалов литургии и Традиции иудаизма. Он утверждал, что Бог заключен во всей  окружающей природе и только этические законы имеют божественные корни.

            Деизм ─ религиозно-философская доктрина, признающая Бога как мировой разум, сконструировавший «машину» природы и давший ей законы и движение. Деизм отвергает дальнейшее вмешательство Бога в жизнь и развитие природы. Деизм получил распространение среди мыслителей эпохи Просвещения в период развития свободомыслия в 17-18 веках.

За эти свои взгляды Акоста вновь был подвергнут херему  и вновь в 1640 г. после публичного отказа от своих воззрений был прощен, но подвергнут ритуалу очищения. Его, как кающегося еретика, приговорили к  39 ударам плетью, уложили на порог синагоги и каждый верующий должен был перешагнуть через него. Уриэль Акоста не выдержал столь унизительной процедуры и в то же дань, придя, домой, покончил с собой.

               Акоста по существу был предтечей Баруха Спинозы, но в отличие от последнего он, на мой взгляд, обладая сильным протестным потенциалом, критическим взглядом на существующий порядок вещей, не был творцом. В отличии от Спинозы, он не смог предложить иной,  альтернативной философской идеи.

 

Барух Спиноза

 

Барух Спиноза ­ одна из самых ярких фигур европейского Возрождения и еврейской истории, родился в 1632 в Амстердаме, умер в 1677 в Гааге. Выходец из португальской сефардской семьи марранов, эмигрировавших в Амстердам, где они вновь вернулись в лоно иудаизма. Отец Спинозы был богатым купцом и видным членом крупной амстердамской сефардской общины.  Барух учился в привилегированной общиной школе, а затем в известнейшей в еврейском мире иешиве под руководством  И. Ла Пейреры - известного вольнодумца из Парижа.

Получив глубокое религиозное образование и будучи по натуре человеком вдумчивым и склонным к критическому взгляду на окружающий мир, Спиноза заинтересовался трудами Абрахама ибн Эзры и  Ариэля Акосты, со взглядами которых мы ознакомились выше. На будущего философа также оказал влияние его учитель в иешиве И. Ла Пейрера.

Для получения более широкого общего образования Спиноза начал изучать латинский язык. Причем его учителем оказался бывший доминиканский монах, также с довольно критическими религиозными взглядами. Таким образом, врожденная склонность Спинозы к неординарному мышлению и неортодоксальная окружающая среда благоприятствовали развитию в нем инакомыслия. 

В общине среди членов кружка своих единомышленников Спиноза высказывал сомнения относительно основополагающих религиозных догматов: о  боговдохновенности и Моисеевом авторстве   книг Торы, о том, что Адам был первым человеком на земле и т.д. Эти еретические взгляды стали известны руководству общины и после ультимативного требования о публичном отказе от критики священных книг ─  все члены кружка, кроме Спинозы, отказались от своих взглядов. 

Но  Барух Спиноза не внял настойчивым требованиям, и на него был наложен в 1656г херем (проклятье). По традиции человек, подвергшийся херему, изгонялся из общины, и все евреи обязаны были прекратить с ними любые контакты. Даже подходить к проклятому ближе четырех шагов строго запрещалось.

 После изгнания из синагоги, Спиноза на философском  факультете  Лейденского университета (Голландия) закончил свое европейское образование, изучая математику, труды Платона и Аристотеля, других греческих и римских философов. Большое влияние на формирование взглядов Спинозы оказал его старший современник - великий математик и философ Рене Декарт (1596 – 1650).  «Сомнение во всем», - главный лозунг и метод познания Декарта.

Барух Спиноза зарабатывал себе на жизнь шлифованием оптических линз.  Когда своим философскими трудами  он получил европейскую известность, пфальцский курфюрст в 1673 г. предложил Спинозе кафедру философии в своем Гейдельбергском университете. Спинозе была обещана полная свобода преподавания с условием, что он не станет нападать на государственную религию - на католицизм. Спиноза отверг это предложение, желая сохранить свою независимость и душевный покой. Спиноза также отверг просьбу принца де Конде посвятить королю Франции Людовику XIV его труд «Этика» в обмен на гарантированную Спинозе пенсию. Философ и тут предпочел полную независимость.

Все мы со школьной скамьи знаем, что в 17 веке в Голландии жил такой философ из евреев ─ Бенедикт Спиноза ─ пантеист или, что еще «лучше» атеист. Больше о  нем мы, я, во всяком случае, ничего не знал. Теперь же с помощью авторов Электронной Еврейской Энциклопедии и других авторов попытаемся в общих чертах понять,  чем же так велик философ Бенедикт (Барух) Спиноза?

Спиноза написал много трудов по философии, по критике библейских текстов, написал даже грамматику иврита. Но главными его трудами считаются два: «Этика» и «Богословско-политический трактат». В трактате автор критически рассмотрел Тору и пришел к выводу  том, что не все  пять книг Откровения, написаны Моисеем. По его мнению, некоторые из книг были написаны значительно позже и при этом разными авторами.

Главным доводы: разные имена Бога и упоминание о едином месте жертвоприношения, которое было введено на много позже дарования Торы. Спиноза считал, что большую часть откровения была написана писцом Эзра в 4 веке до н.э. С этой точки зрения Спиноза был предтечей образования в 18-19 веках целой науки «Науки о еврействе», одним из направлений которой,  было критическое изучение текстов Священного Писания. В этом же труде Спиноза отстаивал принципы интеллектуальной, религиозной и политической свободы.  В его время подобные мысли опережали время минимум на сто лет.

Бенедикт Спиноза критиковал не только Тору, но и весь иудаизм в целом; и не только иудаизм, но и христианство; и не только религию, но и человеческое общество вообще. Он был республиканцем и не признавал богоизбранности власти суверенов. В тоже время Спиноза категорически отвергал   обвинения в атеизме. Свое, отличное от общепринятых, представление о Боге мыслитель отстаивал с завидной последовательностью. Так он писал: «Бог — единая причина, проявляющаяся в различных силах, выражающих Его сущность»

Спиноза  много писал, обсуждал философские вопросы с друзьями, в том числе с  математиком Г.Лейбницем, во время путешествия последнего из Лейпцига в Англию, однако не пытался требовать от слушателей согласия со своими радикальными взглядами.

Исследования Спинозы намного опередили свое время, не вызвав отклика у современников.  Евреи не читали сочинений «еретика», а христиане не были готовы к восприятию его идей.

«Этика» основной труд Спинозы, в котором он изложил основы своих взглядов на мир,  на Бога, на сущность вещей, на этические проблемы человечества и на место Бога в сознании человека. Для понимания даже в самом общем виде философской системы Спинозы нам придется обратиться к некоторым понятиям, которыми оперировал автор «Этики»

Субстанция ─ природа в самом общем смысле, сущность и причина  всех вещей и явлений. Она едина и бесконечна. Она - «Бог, присутствующий во всем».

Субстанция может быть только одна, так как две субстанции ограничивали бы друг друга, что несовместимо с бесконечностью, присущей субстанции по определению. Это положение принципиально отличает философию Спинозы от взглядов Декарта, утверждавшего существование сотворенных субстанций наряду с субстанцией их Творца. Например, «Протяженность» и «Мышление»

Однако Бог Спинозы — не пребывает вне мира. Это не трансцендентный, т.е. не запредельный по отношению к миру Бог теологии и теистической философии. По Спинозе Бог тождественен миру. Этот свой пантеистический взгляд Спиноза выразил в знаменитой формуле: «Бог или Природа»

Лишь Бог обладает свободой, свобода всех конечных существ обусловлена Богом.

Протяженность и Мышление. По Декарту протяженность ─ материальное пространство, заполняющее всю безмерную длину, ширину и глубину Вселенной. Ее частицы находятся в постоянном движении, взаимодействуя между собой. Это взаимодействие подчиняется основным законам природы.

Мышление ассоциируется с духовностью можно сказать с Душой. Эти две известных миру сотворенные Субстанции в отличии от бесконечной Субстанции их творца ─ Бога.

По Спинозе, как я уже упомянул, Субстанция может быть только одна в силу своей бесконечности. Любая сотворенная дополнительная субстанция естественно ограничивает бесконечность первой, т.е. Бога, что нарушает принцип единобожия,─ главный догмат монотеизма.

Именно на этом основании Гегель усматривал в учении Спинозы высшее философское выражение еврейского монотеизма, «исходный пункт всей философии».

По Спинозе Протяженность (материальность, телесность) и Мышление (духовность) суть Атрибуты бесконечной Субстанции, то есть  Бога. Мы знаем их только две, но по Спинозе их может быть множество.

Бог Спинозы тождествен вечной и бесконечной природе. Ему не присущи свойства личности, поэтому человек не может ожидать от Бога ответной любви.

Причинность. Вся природа представляет собой бесконечный ряд причин и следствий. «Вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены» Представление о случайности тех или иных явлений возникает лишь потому, что мы рассматриваем эти вещи изолированно, вне связи с другими. «Если бы люди ясно познали порядок Природы, они нашли бы всё так же необходимым, как и всё, чему учит математика»; «законы Бога не таковы, чтобы их можно было нарушить».

Теократия. Спиноза приходит к выводу, что теократия (политическая власть духовенства) вообще не может существовать, а кажущийся теократическим режим есть в действительности замаскированное господство людей, считающиеся посланцами Бога. Это дальновидное утверждение Спинозы актуально и в наши дни, когда проснувшийся Ислам стремиться повсюду, насаждать теократические режимы.

Если признать, что однопартийная диктаторская коммунистическая власть, подтвержденная пресловутой шестой статьей  брежневской конституции, была разновидностью религиозной  власти, а она именно такой и была, то ее падение в России по Спинозе, было неизбежным. Будем надеяться, что Спиноза окажется прав и в приложении к исламским странам.

Аффекты. Учение об эмоциях. Основных аффектов, переживаемых человеком, три: удовольствие, неудовольствие и желание. Им противостоит разум, ограничивающий безудержные желания.

Восторженным поклонником Спинозы был великий поэт Г. Гейне. Последователем философии Спинозы был гениальный физик А. Эйнштейн. Особый интерес к философии Спинозы проявлял марксист Плеханов, определяя марксистскую философию как «род спинозизма».

Советская официальная философия восприняла плехановскую интерпретацию учения Спинозы с некоторыми поправками и отвела последнему, почему-то в качестве материалиста и атеиста, почетное место среди своих предшественников, хотя он, Спиноза, очевидно, не был ни тем, ни другим.

Республиканские взгляды Спинозы. В разумно устроенном государстве интересы отдельного человека совпадают с интересами всего общества. Государство ограничивает свободу действий гражданина, но не должно ограничивать его свободу мысли и свободу выражать свои мнения. Самостоятельное мышление является существенным свойством человека. Или, как мы сейчас говорим ─ его основным правом.

В заключение, еще раз могу повторить вслед за современными философами и теологами, что Бог Спинозы не слишком отличается от Всевышнего, изображенного в Торе, как бестелесного, бесконечного, охватывающего всю вселенную единого разума ─ Сущего. Бога давшего человечеству десять заповедей ограничивающих, как представлял себе Спиноза, «аффекты», т.е. удовольствия, неудовольствия и желания в пределах, необходимых для физического выживания и развития человеческого сообщества.

Сегодня в Израиле развернулась широкая дискуссия о снятии с Баруха Спинозы херема, как наказания, не соответствующего мировоззрению Спинозы. Такую же дискуссию надо было бы провести и Русской православной церкви по несправедливому отлучению от церкви Великого Толстова, искренне верующего в Христа человека, но имеющего свой взгляд на исполнение своей роли самой  церковью, как института, объединяющего людей.

Мне представляется, что если бы Спиноза прожил дольше своих 47 лет, он не стал бы так настоятельно противостоять исполнению религиозных ритуалов. С годами он бы вероятно понял, что любая церковь есть человеческое сообщество, объединенное с целью совместного поклонения Богу, по сути, с целью получению верующим собственного удовлетворения и наслаждения именно в исполнении ритуала. Эта часть вероучения сплачивает людей в единое целое. Индивидуализм и церковь в некотором роде - антагонисты, что сильно проявилось в наше время значительного снижения религиозных чувств, а, следовательно, и ослабления сдерживающего начала проявления спинозовских «аффектов».

Инакомыслие - удел таланта.

О развитии инакомыслия в иудаизме в 19 и 20 веках, о хасидизме, консерватизме и либерализме, об ином взгляде на историю еврейского народа, о парадоксальных течениях в понимании места евреев в современном обществе я постараюсь рассказать в следующих беседах.

 

Тиктинер А.А.

 

Германия, Bad Pyrmont        10. 08. 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Льюис, «Письма баламута» М,:Fazenta «Дом надежды», 2003 стр. 8

Hosted by uCoz